Онлайн-калькулятор призвания

Словарь русского языка восемнадцатого века » Что такое «Болховитинов Евфимий Алексеевич»?

Значение слова, определение и толкование термина

Болховитинов Евфимий Алексеевич

Bolkhovitinov Yevfimy Alekseyevich

Болховитинов Евфимий Алексеевич (в монашестве – Евгений) [18 (29) XII 1767, Воронеж – 23 II (7 III) 1837, Киев]. Сын священника. Учился в Воронежской дух. семинарии (1778–1784), в Славяно-греко-лат. академии (1784–1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун-те, подрабатывал на жизнь корректором в типографии П. М. Пономарева. Сблизился с кружком Н. И. Новикова (В. А. Левшин, Е. И. Костров, И. А. Дмитревский, Н. М. Карамзин, А. А. Петров и др.), под влиянием которого начал свою литературную деятельность переводами преимущественно фр. сочинений литературно-философского характера: «Краткое описание жизней древних философов» Ф.. Фенелона (1788), сатирическое «Похвальное слово чему-нибудь» Л. Кокле (1787) с пародийным посвящением «Никому», анонимная «Парнасская история» (1788) с восторженными похвалами Вольтеру и резкими выпадами против «поэтов-ласкателей», поэтов-схоластов, поборников «академических правил», поэма М. Эйкенсайда «Удовольствие от способности воображения» (1788) о свободе поэтического вдохновения, о радостях чувствительного человека в общении с природой. Сам отбор этих сочинений, «примечания» и «предуведомления» к ним свидетельствуют о критическом отношении молодого Б. к некоторым сторонам рус. социальной действительности, к устаревшим литературным традициям, напыщенной риторике. Одновременно Б. зачитывается произведениями Н. М. Карамзина, сам пишет трогательные стихи и канты.В 1789 Б. вернулся в Воронеж, стал преподавателем, библиотекарем, потом ректором Воронежской дух. семинарии, а с 1796 также и соборным протоиереем в Павловске. С местным духовенством особенно не сходился, зато был дружески близок с молодыми людьми из светской разночинной среды, увлекался театром, стоял во главе литературного кружка, где велись горячие споры не только литературного, но и политического характера. В семинарии Б. поощрял литературные упражнения учащихся. Под его руководством был осуществлен перевод «Размышлений о красноречии…» Н. Трюбле (1793), он снабдил предисловием и отредактировал перевод «Волтеровых заблуждений…» аббата К.-Ф. Ноннота (1793). Б. также усердно работал в местных архивах; результатом этих занятий явилось «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800). В этом же году он издал свой перевод философской поэмы А. Попа «Опыт о человеке» (в прозе), переработав некоторые острые места, напр. рассуждение о «множестве миров».После смерти жены и детей в 1799 Б. при поддержке Н. Н. Бантыша-Каменского переехал в Петербург и принял монашество. С 1800 он учитель философии, высшего красноречия и префект Александро-Невской дух. академии. Впосл. занимал высокие церковные должности – в Новгороде (1804), Вологде (1808), Калуге (1813), Пскове (1816); с 1822 – митрополит киевский и галицкий, член Синода. 14 дек. 1825 по «высочайшему поручению» Б. на Сенатской площади призывал восставших к покорности, потом принимал участие в суде над ними.Б. активно работал в «румянцевском кружке» (Н. П. Румянцов, А. X. Востоков, П. М. Строев, К. Ф. Калайдович), обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники («Хождение игумена Даниила», «Сказание о Борисе и Глебе» и др.). В 1834 Б. выпустил «Собрание поучительных слов» (т. 1–4). Б. состоял членом Рос. Академии, О-ва истории и древностей рос., почетным членом ряда др. ученых обществ и университетов. Исторические воззрения его консервативны, увлечение просветительскими идеями к кон. жизни значительно ослабело, но тем не менее церковников смущала широта его интересов, его религиозность без ханжества и мистицизма, близость с «учеными светскими», среди которых, по мнению министра духовных дел А. Н. Голицына, были вольнодумцы (очевидно, имелись в виду связи Б. с пол. учеными и литераторами, его участие в журнале «Сын отеч.», где сотрудничали и писатели-декабристы, дружба с В. Г. Анастасевичем, С. И. Селивановским и др.). Это вызывало иногда и столкновения с духовной цензурой, находившей в некоторых сочинениях Б. «несходство с известными в церкви преданиями». Цензурные возражения вызвали «Волтеровы заблуждения…», «Каталог писателей» А. Селлия (М., 1815), «Киевский месяцеслов» (Киев, 1834). Запрету подверглось «Исследование о славянском переводе Священного писания» (1812); материалы Б. использовал О. М. Новицкий в книге «О первоначальном переводе Священного писания на славянский язык» (Киев, 1837).Трудом всей жизни Б. было создание «Словаря русских писателей». Отдельные статьи о писателях, первоначально помещаемые им в журналах «Друг просв.» (1805–1806), «Улей» (1811–1812), «Сын отеч.» (1821–1822), вошли в издание: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина… СПб., 1818, т. 1–2 (2-е изд., испр. и доп. СПб., 1827). В 1838 (после смерти Б.) И. М. Снегирев начал издание его «Словаря русских светских писателей…» (М., 1838, т. 1) со своими дополнениями и исправлениями: подлинный текст «Словаря» Б. издал М. П. Погодин (М., 1845, ч. 1–2). Создание «Словаря» Б. рассматривал как большое патриотическое дело, имеющее целью запечатлеть историю рус. словесности. Он вел обширную переписку, стараясь собрать и зафиксировать возможно больше имен и фактов. И сам Б. щедро делится своими познаниями, помогает в работе В. С. Сопикову, В. Г. Анастасевичу, Н. И. Гречу – и многое получает от них. Статьи «Словаря» в ряде случаев основаны на автобиографиях писателей-современников Б. (ныне в кол. Погодина – ГИБ, ф. 588, № 2002); иногда биографические данные взяты у их близких (статью о Я. Б. Княжнине писал его сын, А. Я. Княжнин; мн. статьи о драматургах написаны при участии И. А. Дмитревского).«Словарь» Б. хронологически ограничен: он дает сведения преимущественно об умерших писателях. Словарные статьи неравноценны по содержательности и достоверности, в них редко высказываются какие-либо критические суждения: «… боюсь открывать даже и за тайну свое мнение, потому что и сам я в оном не уверен» (письмо Б. к Д. И. Хвостову от 30 марта 1804). С глубоким уважением Б. пишет о Н. И. Новикове, на «Словарь» которого опирался, помещает короткую заметку об А. Н. Радищеве и его «Путешествии из Петербурга в Москву», в котором видит «многие дерзкие и возмутительные места». Гораздо смелее и откровеннее его суждения в письмах к друзьям и сотрудникам, живых, ярких, остроумных.Литературные взгляды Б. не отличались последовательностью. Знаток и поклонник античности, воспитанный на литературных образцах классицизма, он в целом отрицательно относился к его строгой нормативности. Утверждая, что творчество А. Д. Кантемира и А. П. Сумарокова безнадежно устарело, он, однако, брал под защиту поэзию «учителя нашего старика Тредиаковского», поскольку «вкус словесности с веками переменяется и для потомства, может быть, многие из наших современников покажутся Тредиаковскими» (письмо к Д. И. Хвостову от 30 апр. 1820); поэзию Г. Р. Державина, с которым мн. годы был дружен, судил сурово и пристрастно: «Мало у него было пиес совершенно отделанных» (письмо к Д. И. Хвостову от 19 авг. 1816); в то же время он постоянно (хотя и не всегда искренне) восхищался неуклюжими творениями Д. И. Хвостова. Литература нового времени осталась чуждой Б.: он иронически относился к «романтическим писцам, поющим ныне только злодейства и ужасы воображения» (письмо к Д. И. Хвостову от 10 авг. 1829), пренебрежительно отзывался о «Руслане и Людмиле» Пушкина, на гибель его откликнулся холодным неодобрительным суждением («… хороший стихотворец, но дурной сын, родственник и гражданин» – Журн. М-ва нар. просв., 1867, № 12, с. 755).Рукописи и книги библиотеки Б. хранятся в ЦНБ АН УССР, частично – в ГПБ и ИРЛИ.Лит.: Автобиография. – В кн.: Евгений. Словарь, ч. 1 (1845); Пономарев С. Мат-лы для биографии митр. Евгения. Киев, 1867; [Переписка Б. с В. Г. Анастасевичем, К. К. Гирсом, Г. Н. Городчаниновым, Г. Р. Державиным, А. И. Ермолаевым, Д. И. Хвостовым]. – В кн.: Чтения 18 дек. 1867 г. в память митр. киевского Евгения. СПб., 1868 (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности, т. 5, № 1); Шмурло Е. Митр. Евгений как ученый. СПб., 1888; Тихонравов Н. С. Киевский митр. Евгений Болховитинов. – Соч. М., 1898, т. 3, ч. 1; Кожемякин А. В. Е. А. Болховитинов. – В кн.: Очерки лит. жизни Воронежского края. Воронеж, 1970.

Е. Н. Кононко

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • ГАМЛЕТ (сканд. Amled, англ. Hamlet, фр. Hamlet)1.герой скандинавских сказаний - саг. Это хитрый мститель, долгое время притворявшийся сумасшедшим, чтоб

  • 1984, 77 мин., цв., 2то.жанр: мелодрама.реж. Сергей Потепалов, сц. Сергей Потепалов, опер. Константин Рыжов, худ. Евгений Гуков, комп. Олег Куценко, з

  • см. Коэн, братья