Словарь средневековой культуры

  • (фр.«песни о деяниях»; жесты) - жанр героического эпоса в средневековой литературе Франции; наиболее ранние письменные фиксации памятников

  • (лат., мн.ч. exempla).1. E.um, «пример» - «короткое повествование, выдаваемое за истинное и предназначенное для того, чтобы быть включенным в какую-л

  • Говоря о средневековой А.и, чаще всего имеют в виду не особый «канонический» для XIX в. литературный жанр, но гораздо более широкое историко-к

  • К А.и могут быть отнесены тексты, существенно различающиеся по своим жанровым и функциональным параметрам: как предназначенные для литург

  • Особая отрасль теоретического и практического знания, сочетающая натурфилософию, магию и технохимические процедуры и направленная на пре

  • В античном мире богатство расценивалось в качестве безусловного блага и неотъемлемого условия счастливой жизни, неимущие же не вызывали с

  • Традиционное общество может обойтись без письменной культуры, но общества средневекового Запада решили для себя этот вопрос иначе. Причин

  • (лат. pax Dei), особая форма «мира», ограничения открытого насилия, в серии трудно сводимых к общему определению вариантов получившая распрост

  • (лат. clerici vagantes, «бродячие клирики») или голиарды (позднелат. goliardi, от имени Голиафа, «чертово племя», с дополнительной народной этимологией

  • Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование В. в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной куль

  • В.я и пророчества относятся к тому типу литературных текстов, который получил самое широкое распространение в эпоху средневековья, а именн

  • Под этим именем на Западе известны выходцы из Скандинавии, которые в IX - первой половине XI в. совершали нападения на разные страны Европы и д

  • В научной литературе под этим названием объединяются несколько периодов интенсивной культурной деятельности, основой которой является п

  • 1. Каждая цивилизация обладает собственным отношением ко В.ени. Оно представляет собой существеннейший аспект картины мира. Коренные устан

  • (лат. ars heraldica), средневековая эмблематическая система, характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления личных и общнос

  • Г.ий Э. как особый жанр - в Западной Европе и за ее пределами - продолжает традиции архаического повествовательного фольклора. Первоначальн

  • Прием у себя, в своем доме, чужого с целью предоставления ему крова, пищи, содействия и защиты. В качестве частного случая отношений дарообм

  • В теологии на протяжении всего средневековья различали т.н. теологические Д.и — вера, надежда, любовь (fides, spes, Caritas — т. н. пау-линская троица

  • См. обмен дарами.

  • устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития.До известной степени справедливо утве

  • 1. В отличие от античности, когда воспитание детей и юношей было направлено на создание полноценного гражданина полиса и государства, в сре

  • жилое строение, населенное семейной группой и отождествляемое с ней, а также более широкий комплекс вещей и понятий, характеризующий собст

  • (лат. ordo, «служба» или ludus, «игра»). Инсценировка ветхозаветной, евангельской или житийной истории или эпизода Библия, Агиография), исполнявш

  • (греч. - «клеветник»; одно из значений др.-евр. satan, арам, satana - «противник», «противодействующий», «обвинитель», «подстрекатель», «наушник») -

  • еврейская диаспора, в странах Западной Европы; исповедовавшие иудаизм, Е.и составляли многочисленный слой иноверцев, изолированно живших

  • Собственно средневековая система питания в Европе сформировалась в процессе синтеза двух традиционных моделей - «средиземноморской», хар

  • 1. Уже для античной культуры характерна идея существования на земле некоего обиталища, в котором люди испытывают райское блаженство - в вет

  • (лат. indulgentia, «милость», «прощение»), в римско-католической церкви - частичное или полное освобождение (разрешение) церковью верующего от нак

  • (знаки власти, должностные отличия). Средневековый человек полагал, что за всякой видимой, чувственной, осязаемой реальностью скрывается р

  • Христианский средневековый мир был окружен неизвестными землями, знание о которых приобретало все более смутный характер по мере удалени

  • формальный акт провозглашения святым того или иного лица и установления его почитания в церковной литургической и ритуальной практике.В н

  • Уже с первого взгляда бросаются в глаза разительные внешние отличия средневековых карт от карт Нового времени. Средние века не знали топог

  • Термином «К.я» по традиции обозначают совокупность взаимосвязанных церемоний, лля которой как в латыни, так и в ряде новых европейских язы

  • военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с кон. XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестин

  • 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играл

  • категория средневековой куртуазной литературы. Средневековые авторы определяли это понятие как «истинную любовь», Fin'Amor, и выстраивали вс

  • См. рыцарский роман.

  • Средневековая Л.а в течение первых веков своего существования представляет собой явление гетерогенное и разнокачественное и унифицирует

  • (лaт. missa), по мысли теологов, поминовение жертвы, принесенной Иисусом Христом во искупление грехов человеческих, торжественный, официальный

  • представление о гармоническом единстве человека - «малого мира» (лат. microcosmos) - и вселенной — «большого мира» (лат. macrocosmos), - которое было уна

  • (от нем. Minnesinger, Minnesänger, «певец любви») - авторы и исполнители немецкой куртуазной лирики (миннезанга - «любовной песни»), культивировавшейся

  • (от лат. missio - «послание», «поручение») -одна из важных форм деятельности христианской церкви, заключающаяся в обращении иноверцев. M.я вообщ

  • если следовать определению, которое содержится в трудах Фомы Аквинского и Бонавентуры, cognitio Dei experimentalis, «экспериментальное познание Бога».

  • (от греч. monasterion - «жилище отшельника») - место проживания монахов, составляющих общину во главе с аббатом (сир. «отец»), соблюдающих определе

  • категория средневековых святых, объединяющая как жертв римских гонений первых столетий существования христианской церкви, так и мучениче

  • Институт О.а Д.ми, утвердившийся в средневековой Европе в качестве неотъемлемой составной части культурной и социальной жизни, надлежит ра

  • (лат. peregrinatio), распространенная в средние века форма благочестивого путешествия к центрам поклонения христианским святыням (в том числе в Р

  • (лат. memoria). Немногие слова средневековой латыни столь же многозначны. Во множестве ее форм, memoria была в сердце христианства, с его евхаристич

  • - одна из наиболее существенных форм социального общения, способ сплочения людей в коллективы и поддержания мира и общественного благопол

  • (нем. Totentanz, фр. dance macabre, исп. danza de la muerte, нидерл. doodendans, ит. ballo délia morte, англ. daunce of machabree), синтетический жанр, существовавший в европейской культ

  • (лат. poenitentia, греч. еятцгсс), дарует христианину очищение от грехов, совершенных после крещения. В сущности, этот ритуал воспроизводит процед

  • История адаСредневековые представления о мире ином разительно отличаются от античных представлений об Аиде Или Тартаре. Не менее существ

  • - одна из универсалий средневекового сознания, в системе которого она выполняла роль всеобщего регулятивного принципа социальной жизни. В

  • (лат. parocliia) — основная низовая организационная форма, наложенная церковью на коллектив верующих, населявших деревню или город (городской к

  • - важнейший компонент религиозного воспитания в средние века. Христианская П. восходит к поучениям Христа. П. составляла неотъемлемую част

  • 1. Говоря о П.ях в средние века, необходимо иметь в виду своеобразие средневекового восприятия пространства и перемещений в нем. П.е почти не

  • На протяжении средневековья П.а применялась как средство установления истины, как способ получения признания преступника или подозреваем

  • Культ Р.й был неотъемлемой частью средневекового культа святых. Уже в эпоху поздней античности сформировалось представление о реальном пр

  • Не претендуя на полноту и законченность определения, Р.ом можно назвать упорядоченную последовательность действий, слов и вещей, пускаемы

  • В иерархии профессий, которые получали одобрение средневековой церкви или осуждались ею, ростовщичеству отводилось одно из самых низких м

  • См. руническое письмо.

  • — один из центральных жанров средневековой повествовательной литературы, получивший общеевропейское распространение. Сложился в сер. XII

  • P.o - сложное и многоплановое понятие. Слово «рыцарь» (лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, ит. cavalière) нередко буквально значило «всадник», но Р.

  • 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э.

  • (лат. artes liberales) - совокупность учебных дисциплин в средневековой школе, считавшихся также базовыми для дальнейшей подготовки ученых, специа

  • снискавшие церковное почитание правители Запада, а также члены правящих династий, сравнительно многочисленная группа в пантеоне европейс

  • (др.-исл. skald - предположительное значение: «хулитель», согласно наиболее вероятной этимологии, - производное от общегерманского глагола *skeld

  • один из важнейших аспектов средневекового мировосприятия. И в языческую, и в христианскую эпохи С. воспринималась не как полное прекращени

  • собрание духовных лиц соответствующего ранга для решения вопросов вероучения, церковной дисциплины и различных проблем, стоящих перед це

  • 1. Интерпретация природы Ca как феномена физиологического в средневековых медицинских и теологических трактатах основывалась главным обра

  • «Великая эсхатология»Согласно христианским верованиям, С.ый С. - завершающий момент в истории человечества. Он состоится после второго при

  • Согласно представлениям, распространившимся в средние века, неразумные твари могут нести ответственность за свои поступки, совершенные и

  • Представления о Се принадлежат к наиболее коренным категориям культуры, они образуют глубинную основу имплицитной системы ценностей, кот

  • (лат. scholastica от греч. — «школьный»), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероу

  • - общее наименование лирических поэтов Окситании (т.е. областей юга Франции, говорящих на окситанском наречии langue d'oc - Прованса, Перигора, Ли

  • - поэты севера Франции XII—XIII вв., преимущественно лирические (термин мог обозначать и авторов эпических и драматических произведений), писа

  • Долгое время, во всяком случае до XI—XIII вв.средневековый Запад не имел термина для определения того, что мы сегодня называем Т.ом. Конечно, и

  • (позднелат. torneamentum и др., от tornare, «поворачивать [коней]»; ст.-фр. tornoi, откуда ср.-в.-нем. turnei), военная игра рыцарей, «зеркало рыцарства и его куль

  • (fabliau, формапикардийского диалекта; другие формы - fableau, fablel, flabel). Жанр французской городской литературы, получивший особенное распростране

  • (фр. farce, от позднелат. farsa, от лат. farcire -«начинять»). Первоначально — вставная сцена в драме городской религиозной. В Испании сохранилась тра

  • позднелат. feudum или feodum, фр. (с XIII в.) fief.Семантика в раннее средневековьеДревнейшие засвидетельствованные формы в германских языках обознач

  • Филиды(др.-ирл. file, мн.ч. filed), особая почитаемая каста поэтов, сказителей, жрецов и хранителей мифологической, исторической и юридической тра

  • Трактовка проблем средневековой истории Ч.я и письменности в значительной степени определяется пониманием этих практик в современной кул

  • В средневековом сознании, по сравнению с нашим, граница между мирами естественным и сверхъестественным была более зыбка, и Ч.еса, знак прис

  • В средневековой литературе различных жанров, бестиариях, энциклопедиях, в картографии, записках путешественников и миссионеров, весьма ча

  • Ш.a в средние века - широкий круг образовательных учреждений, в которых осуществлялось обучение разного уровня и различной специализации. К