Словарь-справочник слова о полку Игореве » Что такое «блъванъ»?

Значение слова, определение и толкование термина

блъванъ

blvan

Болван — блъванъ (1)

1. Идол, изваяние, которому поклоняются как божеству:

...збися дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9.

Болванъ же съдѣланъ бѣ от древних и храмина... Болванъ же дънѣ в неи (храмине) сѣдя и въ деснѣи руцѣ дръжаше звѣрокъ прекрасенъ... Нареченъ же есть от праотьць священие Диево и Ирино... Александр., 34 (XVв. ← XIIв.). Суди ми духомъ твоимъ апостолы своими, и раздрѣши тяжю мою, низвержеши идолы, и съкрушиши болваны... Клим. Смолят., 181—182 (XVв. ← XIIв.). Вѣрнии же, видѣвше тварь, почюдятся творции мудрости, и творцю поклоняться, а невѣрнии, написавъше свѣтъ въ болванъ, и кланяются твари. Сбор. поуч., 31 (XII—XIIIвв.). [Три отрока единодушно] въ вѣре къ богу утвержахуся не поклонятися болвану. Прол. БАН XIIIв., 18. Онъ же бога забывъ посла к Вилови болвану и къ жерцем его. Измар., 22 (XVIв. ← XIV—XVвв.). 980: Начать княжити Володимеръ единъ въ Киевѣ, и постави болванъ на холмѣ внѣ двора теремнаго: Перуна древянаго ... и другыя кумиры: Хорса, Дажба, Стриба... Ник. лет. IX, 40 (XVIв.). 1319: У града Титякова, на рѣцѣ Сивинцѣ, близь вратъ желѣзныхъ, у болвана мѣдянаго, у Златыя главы у Темировы, у богатыревы могилы. Там же, X, 184. ...рече къ отцу своему Мелхилу (Мелхиседек): „Воскую, отче, приносиши жертву болваномъ, лѣпо ти бы въздати небесному богу?“ Сл. о Мельхис., 21 (XV—XVIвв.).

2. Статуя.

И пытаху что убо хощеть быти реченое к нимъ. Не разумѣша, написаша даное имъ проявление на стѣнѣ Нектонава болъвана. Александр., 7 (XVв. ← XII в.). ...(императ. Лев) постави стражъ в другомъ угли болванъ аки человѣкъ каменъ, и лукъ мѣдянъ в руцѣ его... Беседа о Царегр., 23 (XVIIв. ← XIVв.). Пред дверми жъ святые Софѣи столпъ стоитъ, на немъ же царь Устиянъ стоитъ на кони... и сороцинские цари противъ ему стоятъ болваны мѣдяны ... Хож. Зосимы, 5 (XVIв. ← 1422г.).

Ср. По сообщению В.И.Грачева (см.: Смолен. губерн. ведомости №50 за 1893 г.) каменное изваяние находилось в Смоленской губернии в 45 верстах от Рославля в поле крестьян др. Болваны. По сообщению П.Савельева (см.: В.Н.Перетц.Сл. о п. Иг.Киев, 1926, стр.174): На Таманском полуострове, близь Тмуторокани, почти до прошедшего (т.е. до XVIII, — В.В.) столетия стояли еще две колоссальные статуи, воздвигнутые божествам Санергу и Астарте за 300 с лишком лет до р. х. Комосарией, супругой Босфорского царя Перисада. Их-то, или одну из них мог разуметь певец „Сл. о п. Иг.“. Д.В.Айналов (Замеч. к тексту Сл. о п. Иг.“ — Сб. статей к 40-летию ученой деят. акад. А.С.Орлова, Л., 1934, стр.179—180) однако пишет: Такое объяснение (Савельева, — В.В.), хотя и очень соблазнительное, не удовлетворяет пока двум требованиям. В „Слове“ упоминается один болван, а статуй было две, а затем выражение „Тмутороканский болван“ олицетворяет собою всю Тмутороканскую область, или же в более узком значении город Тмуторокань. Это видно из того, что выражение „Тмутороканский болван“ стоит рядом с Волгой, Поморием, Посулием и Сурожем, обозначающими целые области и город Сурож. ...Так как в „Слове“ говорится, что див предостерегал не самую Тмуторокань, а „Тмутороканского болвана“, то можно думать, что он обращался к пограничному столбу в виде болвана, к которому направлялись русские войска, желая „поискать града Тмутороканя“. П.М.Мелиоранский (Турец. элем. в яз. Сл. о п. Иг.“ — ИОРЯС, т.VII, 1902, стр.280 и сл.) возводит слово болван к орхонско-тюркскому балбал — изображение убитого врага, которое ставилось на могиле победителя. Ф.Е.Корш (Турец. элем. в яз. Сл. о п. Иг.“. Заметки к исслед. П.Мелиоранского. — ИОРЯС, т.IV, 1903, стр.1—58): Персидское пехлеван (уличный боец, статуя, изображающая его), пройдя через казахскую и киргизскую среду, попало в русский язык, где стало звучать балуан || балбан (борец). Н.К.Дмитриев (О тюркских элементах рус. словаря. — Лексикографич. сб., вып.III, 1958, М., стр.21) указывает, что в некоторых туркменских районах болваном называется пограничный межевой знак. По мнению автора, позиция Ф.Е.Корша с точки зрения семантики и фонетики более правильная, чем П.М.Мелиоранского. Л.Нидерле (Славянские древности. М., 1956, стр.288): В церковной славянской литературе X и XI веков такая статуя бога называлась идолъ (от греческ. ειδωλον), болванъ, истуканъ, кумиръ, стодъ. Все эти названия чужеземного, большей частью тюрко-татарского происхождения. И.М.Снегирев (Обозрение Москвы с древнейш. времен до преобраз. России Петром I. — Москов. ведом., 1844, №19, стр.121—122): В XIII веке церкви украшаемы были извне изображениями животных и святых, вырезанных на камне... Даже в народном языке... изваянные фигуры или горельефы назывались болванцами, болванами. Мнения, что в „Сл. о п. Иг.“ болван означает „идол“, „изваяние языческого божества“, придерживается большинство исследователей, в том числе: Тихонравов, Потебня, Барсов, Перетц, Орлов, Гудзий, Лихачев, Нахтигаль.

3. Столп.

Лотъ съпасенъ бы съ дъштерьма, жена же его бълванъ бы сланъ. Изб. Св. 1073 г., 37.

4. Сосуд в виде изваяния, фигуры.

Два болвана серебряны золочены чеканы съ кровлями и съ рукоятьми на пузѣхъ по личинѣ съ крылами... Срезн. Матер., I, 198.

◊ Блъванъ — им. пад. ед.ч.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Паволока (1)1. Дорогая шелковая ткань: Помчаша (русичи) красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. 10—11.Тъгда Вол

  • Практика ■ Выше теории.