Онлайн-калькулятор призвания

Словарь-справочник слова о полку Игореве » Что такое «Пирогощая»?

Значение слова, определение и толкование термина

Пирогощая

Pirogoshchaya

Пирогощая (1)

1. О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле:

Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣи Богородици Пирогощеи. 45.

1131: В то же лѣто заложи церковь Мстиславъ святыя богородица Пирогощюю. Лавр. лет., 301 (1377г.). 1136: Томь лѣтѣ церкви Пирогоща свѣршена бысть. Ипат. лет., 300 (XVв.).

2. Об иконе богородицы.

1155: Том же лѣтѣ иде Андрѣи от отьца своего из Вышегорода в Суждаль безъ отнѣ волѣ, и взя из Вышегорода икону святоѣ богородици, юже принесоша с Пирогощею исъ Царяграда въ одиномъ корабли, и въскова на ню боле 30 гривенъ золота, проче серебра, проче камени дорогого и великого жемчюга, украсивъ, постави ю въ церкви своеи святоѣ богородица Володимири. Ипат. лет., 482 (XVв.).

Ср. Первые издатели (Ироическая песнь о походе на половцев ... Игоря Святославича ... М., 1800, стр.45, прим.): „Образ Владимирской богородицы, который ныне в Успенском соборе в Москве возле царских врат на левой стороне в киоте. Его в древности Богородицею Пирогощею называли потому, что из Царя-града привезен был в Киев гостем, прозывавшимся Пирогощею. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский в 1160г. взял сию святую икону от отца своего великого князя Юрья Владимировича и перенес оную в новопостроенный тогда на Клязме город Владимир: в Москву же оная принесена в 1395г., и с тех пор уже именуется Владимирскою. Татищ. Том III, стр.97 и 127 и в примечаниях стр.487“. Е.Болховитинов (см.: С.И.Маслов. Киевские экземплярыСл. о п. Иг. в издании А.И.Мусина-Пушкина. — ТОДРЛ, т.X, М. — Л., 1954, стр.253): „Но в Кенигсбергском списке под 1154г. в рукописном дополнении говорится совсем противное тому (примечанию первых издателей, — В.В.), а именно: «Том же лете иде Андрей от отца своего к Суждалю ...» (текст сходен с текстом Ипатьевской летописи; см. выше, — В.В.). ...Из сего видно, что сия икона была не Пирогощею, но только вместе привезенной с Пирогощею. Притом, каким образом мог ее поставить князь Андрей Боголюбский во Владимире 1154г., когда она стояла в Киеве еще при Игоре Святославиче 1186г.?“. Н.М.Карамзин (История государства Российского, т.II. СПб., 1816, стр.497): „Сия чудотворная икона находится ныне в Москве в Успенском соборе (сейчас — в Третьяковской галерее, — В.В.) и называется Владимирскою. Об ней сказано ... в Степенной: «принесен бысть к нему (Георгию) от Царяграда Пирогощею купцем богоматере образ, его же написа богогласный Лука евангелист». Сей мнимый гость есть, кажется, недоразумение, ибо Пирогощею назывался также образ Богоматери, привезенный в Россию вместе с иконою Владимирскою. Еще Мстислав в 1131 году заложил в Киеве церковь св. Богородицы Пирогощюю, как сказано в летописях“. Н.Малышевский (О церкви и иконе св. богородицы под назв.Пирогощи, упоминаем. в летоп. и вСл. о п. Іг.. — Чтен. Истор. общ. Нестора летописца, кн.V, отд.II. Киев, 1891, стр.113—125) предполагает, что церковь Богородицы Пирогощей, заложенная Мстиславом, была завершена его братом Ярополком в 1136г. Икона „Пирогоща“ была, по мнению Н.Малышевского, копией с какой-то почитаемой патрональной иконы. „Может быть предположение, что икона ... была копией с греческой иконы, носившей название πυργιτης, πυργοτης, πυργοτισσα, происходящее от πυργος — башня. В различных местностях Царьграда существовали сооружения под названием пиргов или башен. Название некоторых пиргов соединяли с названием церквей, часовен, икон, находящихся поблизости или внутри пиргов“. А.И.Соболевский (Матер. и исслед. в области славянской филологии и археологии. — Сб. ОРЯС, т.88, №3, СПб., 1910, стр.256): „По нашему мнению, Пирогощая — такое же прилагательное, как и Всеволожая — жена Всеволода, Ростиславляя, Полюжаяя — жена Полюда... и происходит от личного имени Пирогость. Наши памятники этого имени в себе не заключают, но по своему составу оно не представляет ничего странного, ввиду летописных имен Воигость, Орогость и т.п. ...Первоначальное значение названия иконы: принадлежащая Пирогостю, принесенная Пирогостем. Всего скорее этот Пирогость был видным боярином в Киеве в XI—XIIв.“. Д.Н.Альшиц (Что означаетПирогощая русских летописей иСл. о п. Иг.. В кн.: Исследования по отеч. источниковедению. М. — Л., 1964, стр.480): „О принесении из Царьграда Вышеградской (Владимирской) иконы Богородицы там (в повести о Владимирской иконе божьей матери — в Сборнике 1642г., лл.324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), — В.В.) говорится: «... и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в царствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...». ...Интересующее нас слово ... состоит из двух слов: греческого слова «пир» (πυρ) — «огонь» и русского слова «горящая», с соединительным звуком «о» посредине. «Пирогорящая», таким образом, означает «огнемгорящая». ...В более поздних источниках она (икона Богородицы, — В.В.) называется «неопалимая купина»... «Пирогорящая» — это начальное, еще не очищенное от греческой скорлупы название привезенной из Греции на Русь иконы. «... с Пирогорящею купцем» есть не что иное, как испорченное ... с Пирогорящею купиной“.

◊ Пирогощеи — дат. пад. ед.ч.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Абаддон        АБАДДОН — в книге Иова (26–28, 22), Притчах (15, 11) и Псалмах (88, 89, 12) — царство теней, ад или место, где обитают погибшие. Буквальны

  • (от греч. ekloge — отбор) — старинный жанр буколической поэзии, отображающий картины сельской и пастушеской жизни.Рубрика: Роды и жанры литера

  • Консоль(франц. console), выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и тому подобное.Ко