Онлайн-калькулятор призвания

Словарь-справочник слова о полку Игореве » Что такое «влъкъ»?

Значение слова, определение и толкование термина

влъкъ

vlk

Волк — вълкъ — влъкъ (9):

Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2—3. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: „...а мои ти Куряни свѣдоми къмети... сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю славѣ“. 7—8. Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ ... 9. Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ, Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону Великому. 11. На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребіи о дѣвицю себѣ любу. ... отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ. 35. Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. 36. А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію, и бѣлымъ гоголемъ на воду; въвръжеся на бръзъ комонь, и скочи съ него босымъ влъкомъ, и потече къ лугу Донца... 40—41. Коли Игорь соколомъполетѣ, тогда Влуръвлъкомъпотече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня.41.

Рече господь своимъ ученикомъ: „Се азъ посълю вы, яко овьця посрѣдѣ влъкъ, будѣте мудри, яко змия, и цѣли, яко голубие“... Остр. ев., 271 (1056—1057 гг.). ...яко вепрь явльша ся, привелъ еси къ богови, яко агньца, древле бывъша вълъка лютаго... Мин. сент., 023 (1096 г.). Вѣроваху бо и мефитяне быку, а волкоградци въ волкъ... Хрон. Амарт., 71 (XIII—XIVвв. ← XIв.). И убивше 7000 земець, възвратишася, яко волци выюще радощами, зане мужство свое показаша окааннии. Флав. Полон. Иерус., 342 (XVIв. ← нач. XIIв.). ...и ѣхахом сквозѣ полкы половьчскиѣ... И облизахутся на нас акы волци стояще... Поуч. Вл. Моном., 160—161 (1377г. ← нач. XIIв.). Показася спаситель агньць, и тъ (антихрист) подобно агньцу явитися имать, изуутрь вълкъ сы. Сл. Иппол. об антихр., 13 (XIIв.). Но не възри на мя, господине, аки волкъ на ягня... Сл. Дан. Зат., 8 (XVIIв. ← XIIв.). Знаите убо вы, яко перси овцы нарекутся, а македоняне волци, пред единым же волкомъ много овецъ бѣгаетъ. Александр. (Вяз.), 87 (XVIIв. ← XIIв.). Варвари же... отверзъше двери внидоша, яко волци дивие, и звѣрие сверѣпи... Пов. Аммония, 18 (XIVв.). Сѣрие волци воють, то ти были не сѣрие волци, придоша поганые татарове, хотять проити воюючи, взяти всю землю русскую. Задон. К-Б, 234 (XVв. ← XIVв.). И отскочи Мамаи сѣрымъ волком от своея дружины и притече к Кафы граду. Задон. Ист.-1, 242 (кон. XVI — нач. XVIIв. ← XIVв.). Молодецъ пошелъ в поле сѣрым волкомъ, а горе за нимъ за нимъ з борзыми вѣжлецы. Г.Злоч., 21 (XVIIв.).

∆Повернулся Вольга сударь Буслаевич серым волком: / Поскочил он на конюшен двор, / Добрых коней перебрал, / А глотки у всех у них перервал. Рыбн. Песни, I, 263. Ты ночуй, ночуй, невежа, за воротам! / Тебе мягкая перина — белая пороша... / Тебе строгие караулы — серые волки. Велик. нар. песни, II, 349—350. Солдатушки за лесок; / А девушки в голосок. / Солдаты поход свой бить, / А девушки волком выть. Там же, V, 550. Хватила собака обраченаго волка (человека, превращенного в волка, — В.В.) да легонько и бросила да ушла. Сказки и предания Самар. края, 111. Ще й вовки сіромани находжали, / Жовту кость по балках, по тернах розношали, / Жалобненько хвилили, проквиляли. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., I, 123. Утекали ляхов де-якіи повки, / ѣли ляхов собаки и сѣрыи вовки. Максим. Нар. укр. песни, 1, 96.

Ср. С.Черепанов (Воспоминания о ловле зверей в Сибири. — Библ. для чтения, 1854, т.124, ч.1, отд. III, стр.67): Волк имеет столько хитрости, как бы показывающей обладание человеческими способностями, что в Сибири в большом ходу суеверие о существовании оборотней, т.е. людей, обращенных в волков.

См.: босыи, бусовъ.1

2. Перен. злой человек.

Да тако рекуть, яко инъ никто же такъ бѣ золъ, яко и волкомъ звахуть его. Прол. БАН-II, 10 (XVв.). Тяжкый же волкъ Георгие 7 месяцъ державъ святое стадо святого Савы... Ж.Саввы Освящ. ВМЧ, дек. 1—5, 548 (XVIв.).

3. Волчья шкура; тулуп.

...тотъ дѣтина въ Колпитѣ отъ него утекъ и взялъ потаемне коробку, въ которой было... лисицы три, волкъ одинъ... Посольство 1570г. Польск. дела III, 750.

◊ Влъкомъ, вълкомъ — твор. пад. ед.ч.; влъци — им. пад. мн.ч.

----- Дополнения -----

Ср. А.Н.Робинсон (Литература древней Руси в литературном процессе средневековья XI—XIIIвв. М., 1980, с.294—295): «Древнетюркский (половецкий, печенежский и др.) тотем волка-родоначальника (как в летописи, предупреждающего своих «потомков» о военном успехе или неуспехе) спустя столетие нашел отражение в „Слове“: „влъци грозу въсрожатъ“. ...„Волк“ оказался в равной мере уместным для образной оценки враждующих героев. Сравнение в этом случае единичное (дружинники — «куряне» — «акы сѣрыи влъци»), обычно более архаичное метафорическое сопоставление (творительный сравнения): „Боянъ ...растѣкашется ...сѣрымъ влъкомъ“, князь-волшебник Всеслав Полоцкий „скочи влъкомъ ...влъкомъ рыскаше“, половец Влур „влъкомъ потече“, хан Гзак „бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ“». С. 297: «Метафорическое именование Игоря „босым волком“, например, никак не могло бы остаться незамеченным или безразличным для всех „Ольговичей“ с их дружинами и союзными ковуями, а также для ряда других князей. Все они знали о кровном родстве нескольких представителей этого рода с половцами, в том числе Игоря и Всеволода по их бабушке-ханше, а кроме того, они знали хана с тотемным именем „Босый волк“ (Boz kurt) — Башкорд, который был крупным военачальником и родственником русских князей.

Мы рассмотрели прозвище Всеволода Буй (Яр)-Тур и напомним, что Игорь тоже был „буй“... Возможность приурочения таких двух различных символов («волк» и «тур») к братьям свидетельствует о превращении половецкой тотемистической символики в русской феодальной среде в символику героико-поэтическую».

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • одна из основных характеристик художественного бытия героев. Существенно отличается от реального пространства. Характеристики художеств

  • ИОАНН ГРОЗНЫЙ - герой трагедии А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1864). Исторический прототип - Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия I

  • I.Эсхин, Aischines, из Стеффы, IV в до н. э., греческий философ. Ученик Сократа. После смерти учителя несколько лет пробыл при дворе тирана Сиракуз Д